Софья Прилуцкая о мюзикле "Римские каникулы"
Балетмейстер-постановщик мюзикла А.Кротова «Римские каникулы» Софья Прилуцкая рассказала о предстоящей премьере Рязанского музыкального театра.
Софья Михайловна, как вы считаете, какая роль в мюзикле А.Кротова «Римские каникулы» отведена танцу?
– С точки зрения танца мюзикл – это форма спектакля. Пластика не только наполняет его некими па, движениями рук и ног, но и транслирует задачу режиссёра, оформляет мизансцены, помогает выразить характер героя, его конфликт. Хореография, как яркая краска, подчёркивает всё, что создаёт режиссёр.
Большинство сцен в этом спектакле – массовые. И они выстроены хореографом до мельчайших деталей: кто и где стоит, куда смотрит, какую задачу выполняет. Это как раскадровка в кино или огромные шахматы, которые нужно расставить на сцене, чтобы зритель увидел весь калейдоскоп событий.
Как вы настраиваетесь на работу над постановкой? Нужно ли вам для этого почитать либретто, посмотреть фильм или другие постановки этого мюзикла? Или достаточно послушать музыку и понять задачу режиссёра?
– Если у спектакля есть первоисточник – фильм, книга, биография реального человека, я знакомлюсь с ними, чтобы наполниться материалом. А потом стараюсь всё это забыть и узнать задачу режиссёра, потому что именно режиссёр, как капитан корабля, ведёт всю постановочную команду к цели. Ну и третье – музыка. Как говорил мой мастер в консерватории, всё, что хотел сказать автор, уже написано в нотах.
Значит, для работы над мюзиклом «Римские каникулы» вы посмотрели одноимённый фильм. Чем сегодня может быть интересен этот сюжет?
– Это очень романтичная история. В сегодняшних реалиях она кажется сказкой, но в этом и её прелесть. Про это хочется петь и танцевать, об этом хочется ставить. Она даёт ту лёгкость и очарование, которые сегодня сложно найти в быту, в рабочих буднях и ежедневных заботах. Этот мюзикл позволяет послушать прелестную музыку, очароваться романтической историей, где-то посмеяться, а где-то и поплакать. Но нужно учитывать, что мы создаём самостоятельное произведение. При постановке хореографии я никак не опираюсь на то, что было в кино. Мы вдохновлялись культовым фильмом, но не копировали его.
Если говорить о сценическом движении, что это будет – классика, модерн или смешение жанров?
Я всегда за смешение жанров. Не люблю выбирать какой-то один стиль, если только этого не требует произведение и эпоха. В «Римских каникулах» мы не танцуем ультрасовременные танцы. У нас есть и фламенко, и танго, потому что в музыке уже заложены эти мотивы, и мы не можем их игнорировать. А вообще я всегда иду не от стиля, а от образа. Например, есть великолепный номер графини, генерала и врача, которые поют о том, как принцессе нужно вести себя в обществе. Эти образы диктуют барочную хореографию, и поэтому герои танцуют менуэт. Эта пластика появилась от смысла самой сцены, от образа, от идеи.
Вы приехали в Рязань уже с готовыми решениями или номера рождаются в процессе репетиции?
Безусловно, уже было представление о направлении, о формах, о героях. Но окончательное решение сложилось, когда я увидела артистов, услышала их голоса. Например, в массовых сценах у каждого артиста хора есть свои персонажи, непрописанные в либретто. Эти образы и детали родились после того, как я увидела людей, их пластику, их харизму и поняла, кому и кем нужно быть. Постановка – это живой организм. Изначально есть определённая концепция, но всё наполнение, детали, все вензеля и кружева плетутся в моменте, во взаимодействии артистов, режиссёра и хореографа.
Балетная труппа Рязанского музыкального театра немногочисленна. Как вы вышли из этой ситуации, создавая массовые сцены?
– И технически, и стилистически хореография выбрана так, что мы не разделяем балет и хор. Они выступают как единое целое и гармонично дополняют друг друга. Жанр мюзикла, в отличие от оперы, например, вообще не подразумевает такого разделения. В бродвейских мюзиклах все играют, все танцуют и все поют.
Приходилось ли работать на таких камерных сценах, как наша?
– Нет, для меня это впервые – такое ограниченное пространство. Но из этого неудобства рождаются какие-то фееричные решения и необычные решения. Это препятствие, которое заставляет творить и вытворять. Думаю, нам удалось сделать так, что это пространство даже сыграло нам на руку!
Как вам работается с нашим коллективом?
– Сроки очень сжатые, как и всегда, как и в любом театре. Такова наша жизнь. Я быстро открываюсь людям, и всегда приятно, когда эта открытость небезответна, когда есть отклик. И здесь с первых же репетиций всё сложилось, люди включались в работу, открывались, придумывали. У вас очень светлый, добрый и талантливый коллектив!