Телефон кассы
(4912) 45-81-13

пушкин1.png

Состоялась премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери»

30.10.2023


28 октября состоялась премьера оперы Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Это первая постановка в рамках Творческой оперной лаборатории – нового совместного проекта Рязанского музыкального театра и АНО «Музыкальное театральное объединение «Опера».
«Моцарт и Сальери» – одно из самых лаконичных произведений в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. В качестве либретто композитор взял одноимённую трагедию А.С. Пушкина, в которой музыка является не только главным действующим лицом, но и символом эпохи просвещения.
В канун 225-летнего юбилея А.С. Пушкина свой взгляд на конфликт двух гениев представили режиссёр – солист Рязанского музыкального театра Сергей Гайдей, дирижёр Рязанского музыкального театра Сергей Кисс, солист Рязанского музыкального театра Владимир Лютиков и приглашённый солист, лауреат всероссийских конкурсов Алексей Свиридов.
Сальери шёл к славе и признанию путём упорного ежедневного труда. А произведения Моцарта появлялись на свет легко и непринуждённо, словно кто-то нашёптывал мелодии молодому композитору. Вот и готов повод для зависти, для трагедии или для сплетни. Римский-Корсаков отмечал, что в центре сюжета его оперы – столкновение двух непримиримых героев, двух философий, двух миров – художника и рационалиста, таланта и заурядности, гения и злодейства. «А гений и злодейство — две вещи несовместные. Не правда ль?» Ответить на этот вопрос зрителям помогает сам Пушкин, роль которого исполнил Антон Свиркин. Для этой роли он сам написал текст, убедительно и органично сочетающийся со стилем великого классика.
Постановщики оперируют тем фактом, что в 1997 году Миланский суд за отсутствием состава преступления оправдал Антонио Сальери. Маэстро реабилитировали спустя 205 лет после якобы совершённого им убийства. И тем не менее, до сих пор существуют разные версии на этот счёт. Трогательная встреча трёх гениев в финале ставит под сомнение ссору Моцарта и Сальери и убеждает в том, что трагедия Пушкина основана на легенде, но не обоснована документально.
В постановке звучит музыка не только Римского-Корсакова, но и Моцарта, и даже Сальери. Дирижёр-постановщик Сергей Кисс проделал огромную работу, чтобы отыскать произведения Сальери и максимально деликатно вплести их в музыкальную и сюжетную канву спектакля.
Проникновенное исполнение «Реквиема» хором Рязанского музыкального театра погружает зрителей в эпоху и знакомит с творчеством Моцарта, позволяя вживую услышать произведение, над которым по сюжету работает композитор.
Художником-постановщиком выступил Валерий Полуновский – руководитель мастерской художников-постановщиков в РГИСИ, доцент кафедры сценографии и сценического костюма. Он создал декорации в классическом стиле, подчёркивающие смысловое, эмоциональное и музыкальное наполнение оперы.
Премьерные показы прошли с аншлагами. Постановку посетили и постоянные зрители музыкального театра, и школьники, и представители старшего поколения. Опера «Моцарт и Сальери» нашла отклик в сердцах публики.