Телефон кассы
(4912) 45-81-13

пушкин1.png

Сергей Кисс - об опере "Моцарт и Сальери"

20.10.2023


«Сюжет оперы всем известен – зависть, гордыня, тщеславие, которые толкают на преступление. Эти извечные людские слабости приводят к краху всего и всех вокруг. Сальери шёл к успеху с большим трудом, Моцарту же всё даётся слишком легко, по мнению Сальери. При чём, по мнению Сальери Пушкина и Римского-Корсакова. Это важная оговорка.

Но за каждой лёгкостью бытия гения стоит огромное количество разочарований, ударов, труда, невидимого стороннему взгляду. В финале, убив Моцарта, Сальери остался ни с чем, он разрушил себя до основания.

С момента появления пьесы идут достаточно серьёзные обсуждения, имел ли право Пушкин так клеветать на Сальери. На мой взгляд, Александр Сергеевич в своём произведении даёт намёк на то, что это выдумка. Но эта литературная клевета прижилась, и многие до сих пор считают Сальери исчадием ада. А ведь Моцарт в своё время не был успешным человеком. Сальери же купался в почестях, наградах, деньгах и славе, у него было огромное количество талантливейших учеников и не было никаких причин завидовать Моцарту.

Спектакль, который мы с режиссёром Сергеем Гайдеем ставим в Рязанском музыкальном театре основан на том, что отравление Моцарта – это художественный вымысел автора. Пушкин разыграл эту историю, и в нашем спектакле это будет особенно очевидно.

Оперу «Моцарт и Сальери» обычно ставят в паре с другой одноактной оперой. На наш взгляд, зрителю, тем более, неподготовленному зрителю, воспринять сразу две оперы будет тяжело. Поэтому мы решили дать эту оперу как самостоятельное произведение, но в расширенном формате. Мы добавили музыку Моцарта и Сальери, но не для контраста, а для того, чтобы познакомить публику с произведениями и личностями обоих композиторов. И тот, и другой были знаковыми фигурами для своего времени. Более того, не было бы Сальери, не было бы и Моцарта. Гений Моцарта возник не на пустом месте. До него существовало огромное количество достаточно ценных композиторов, огромный музыкальный пласт, который и подготовил его появление. Его дар развивался, в том числе, и на основе творчества Сальери. Противопоставление произведений Моцарта и Сальери необходимо для усиления драматургического эффекта, для передачи эмоционального состояния, настроения героев.

Спектакль – произведение многопластовое. Юные зрители увидят здесь историю из школьной программы, более подготовленные поймут что-то ещё, специалистам будет интересно погрузиться в более глубокие пласты и узнать, как это решено в плане музыки. И надеюсь, что для всех наша опера, кроме интересной живой истории, станет поводом задуматься, сделать какие-то моральные выводы для себя. Ведь любая сплетня, запущенная даже в шутку, может разрушить чью-то судьбу. А кто возьмёт на себя ответственность за это лжесвидетельство?».