Телефон кассы
(4912) 45-81-13

пушкин1.png
  • Главная
  • Новости театра
  • Хормейстер Рязанского музыкального театра Марина Козлова рассказала о своей профессии и о себе

Хормейстер Рязанского музыкального театра Марина Козлова рассказала о своей профессии и о себе

13.10.2023


Говоря о театральных профессиях, мы прежде всего подразумеваем артистов и режиссёров. Но ведь мир Мельпомены состоит из великого множества интереснейших родов деятельности. Это и гримёры, и костюмеры, и бутафоры, и монтировщики, художники по свету, звукорежиссёры, балетмейстеры. И даже это – далеко не полный список профессий, необходимых для того, чтобы спектакль увидел свет. Какие-то из них нам хорошо известны, о чём-то мы имеем хотя бы отдалённое представление, а о чём-то даже не догадывались. Например, о работе хормейстера. Какова его роль в музыкальном театре? Где можно освоить эту профессию? Какие качества для неё необходимы? Об этом мы решили узнать из первых уст – у хормейстера Рязанского музыкального театра Марины Козловой.

– Марина, можно ли объяснить работу хормейстера в двух словах, на примерах, понятных даже тем, кто далёк от музыки?

– Если проводить аналогии с другим профессиями, то хормейстера можно сравнить с диспетчером, который контролирует процесс, направляет коллектив, даёт указания и следит за их выполнением для достижения наилучшего результата. Хормейстер необходим и в музыкальном театре, и в драматическом, и в филармонии, везде, где есть академический хор.

– И всё-таки, может ли хор успешно работать без хормейстера? Ведь музыканты – люди образованные. Непосвящённому человеку может показаться, что профессионалам достаточно посетить несколько репетиций, выучить произведение и далее выступать самостоятельно. Или это не так?

– Конечно, нет. Без хормейстера грамотную работу хора наладить невозможно. Само по себе это происходить не может по разным причинам, но главная из них – людей нужно направлять и контролировать.

Кроме того, хормейстер обязательно должен понимать трактовку произведения. Композитор пишет музыку, даёт определённые ремарки. А хормейстер должен изучить материал и разгадать все заложенные в мелодии загадки, найти все ключи, все знаковые моменты, передать их хору и объяснить, как осуществить замысел композитора и донести до зрителя или слушателя авторскую и режиссёрскую трактовку.

– Где можно получить профессию хормейстера?

– Первая ступень – это музыкальная школа. Сейчас уже появились хоровые отделения, где учащиеся получают первые навыки хорового дирижирования. Если говорить о профессиональной подготовке – то это музыкальные училища, а затем, конечно, консерватории.

Я к этой профессии пришла не сразу. По первому образованию я пианист, окончила Рязанское музыкальное училище имени Пироговых. Моим педагогом был Заслуженный работник культуры РФ Попох Александр Рувимович. Затем, после небольшого перерыва, я поступила на хоровое отделение в Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств. Здесь мне посчастливилось учиться у Заслуженного работника высшей школы РФ, профессора Лукишко Анатолия Иосифовича. И музыкальное училище, и институт я окончила с красным дипломом. А совсем недавно я прошла профессиональную подготовку в Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова по программе «Вокальное искусство: академическое пение». Огромная благодарность директору-художественному руководителю театра Марине Вячеславовне Чернышовой за то, что поддержала меня и создала благоприятные условия для того, чтобы я каждый месяц отправлялась на учёбу.

– Как вы выбрали именно это направление? Вряд ли вы в детстве мечтали стать именно хормейстером?

– Я из театральной семьи. Мой дедушка Вячеслав Петрович Арендарёв был артистом Донецкого музыкального театра, а его супруга Анастасия работала модисткой в этом же театре. Вторая бабушка – Таисия Никитична Сурина – была балериной, танцевала в Большом театре. Наверное, профессию в чём-то определили корни. И конечно, родители, увидев мои способности, направили в нужное русло. Моя старшая сестра училась в музыкальной школе. Меня всегда интересовало то, чем она занимается, хотелось всё повторить и в итоге, у меня всё получалось лучше, чем у неё. Так мама и папа поняли, что и младшей дочери нужно дать музыкальное образование. И мне это всё настолько нравилось, что я занималась сама, никто меня не заставлял и не контролировал. Уже тогда я понимала, что буду музыкантом, а конкретное направление определила сама жизнь.

Конечно, о профессии именно хормейстера я в детстве не мечтала, я всегда хотела петь. Во время учёбы на фортепианном отделении музыкального училища я пела в Рязанском городском самодеятельном хоре под управлением моего профессора А.И. Лукишко.

После училища мой педагог А.Р. Попох возил меня на прослушивание в Гнесинку, планировалось поступление. Но я вышла замуж, голова была занята другим, и в тот момент с дальнейшим обучением не сложилось. Наверное, не настало время. А спустя 7 лет я сама пришла к профессору А.И. Лукишко и сказала, что хочу продолжить обучение именно в направлении хорового дирижирования. Интересно, что он ответил: «Я ждал тебя! Я знал, что ты к этому придёшь!» И я поступила в институт культуры на хоровое отделение, которое окончила с красным дипломом.

– Как начался ваш путь в Рязанском музыкальном театре?

– Можно сказать, что я стояла у самых истоков Рязанского музыкального театра. Родилась я в Рязани, а потом вместе с мужем уехала в Клин. Там работала музыкальным руководителем в детском саду, педагогом в школе искусств, концертмейстером. А вернувшись в родной город, встретила свою однокурсницу Елену Никитину. Она и рассказала, что в Рязани открывается музыкальный театр, предложила пойти в хор, и я сразу же согласилась. Позже в результате серьёзного конкурсного отбора мне предложили занять должность хормейстера.

За советом я отправилась к Анатолию Иосифовичу Лукишко. Он сказал: «Пробуй!» И первое время я с ним постоянно советовалась, он меня поддерживал, консультировал, направлял. Ведь кроме профессиональных знаний в работе с людьми нужны и определённые личностные качества. Анатолий Иосифович говорил: «Ты должна быть на три головы выше во всех областях: не только в музыке, но и в литературе, истории, географии, живописи. Прежде, чем подойти к нотам, нужно всесторонне изучить материал, чтобы дать людям самую полную информацию и ответить на любые вопросы». И это на самом деле так.

Если кто-то считает, что хор стоит ниже, чем солисты или оркестр, он глубоко ошибается. Хоровики решают одновременно огромное количество задач. Прежде всего, они должны уметь петь. Только голоса делают красивое, берущее за душу пение. Далее – духовность. Если ты не будешь вкладывать в свой вокал какие-то мысли, наполнять смыслами произведение, то это никому не будет нужно. Необходимо понимать, о чём поёшь, чтобы решать художественные задачи и духовно воспитывать слушателя. Ещё одно обязательное качество – гармонический слух. Хор – это многоголосие, поэтому необходимо полностью слышать весь аккорд, всю фактуру. Без чувства ритма тоже нельзя.

На самом деле, грамотно обученные хористы – гораздо многограннее солистов, они могут быстрее и точнее схватить материал. Репертуар нашего театра разнообразен, поэтому артистам нашего хора приходится постоянно переключаться с мюзикла на оперу и обратно. Это невероятно сложно.

– А в музыкальном театре артисты хора ещё и танцуют!

– Да! Поэтому ко всем перечисленным качествам добавим необходимость держать себя в форме и выглядеть достойно!

– Что самое сложное в вашей работе?

– Взаимодействие с людьми. Как бы грубо ни прозвучало, но хормейстер в той или иной степени совершает насилие над людьми. Нужно их заставить сделать так, как ты видишь. При этом надо понимать, что ты имеешь дело не с учениками, а с грамотными творческими личностями, у каждой из которых есть своё видение. И моя задача – убедить их и повести за собой, не обидев и не унизив.

– Какой спектакль в репертуаре Рязанского музыкального театра вы могли бы назвать своим любимым?

– Я люблю классическую музыку. Поэтому если говорить о наших спектаклях, то это, конечно, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Алеко» С.В. Рахманинова, из ранних постановок – «Кармен» Ж.Бизе, «Демон» А.Г.Рубинштейна. Хотелось бы углубляться именно в этот жанр. Работа над оперой – это, с одной стороны, сложно, а с другой – невероятно интересно.

Интересной была работа над символ-оперой «Александр Невский». В чём изюминка этого проекта? Она написана была тесситурно, неудобно для хора. Серей Проскурин дол мне полный карт-бланш, и я сделала практически новую аранжировку для хора, чтобы у нас была возможность раскрыть все голоса с наилучшей стороны, наиболее объёмно и полно. Это было непросто. Но для меня, как для перфекциониста, чем сложнее, тем азартнее.

– В качестве хормейстера вы работали и над постановкой мюзикла М.Дунаевского «Три мушкетёра». Расскажите об этой премьере.

– «Три мушкетёра» – это всем известный сюжет, хорошо знакомая музыка. Хор у нас здесь, как и всегда, звучит красочно, ярко, мощно. Есть отдельные очень стильные хоровые номера. Также по замыслу режиссёра Урсулы Макаровой мы некоторые номера солистов усиливаем звучанием хора. Режиссёр ставит задачу, а я как хормейстер занимаюсь технической стороной, работаю над аранжировкой, беру фортепианную партию и смотрю, как это разложить на певческую составляющую.

Об артистах нашего хора хотелось бы рассказать отдельно. Все они очень интересные, талантливые люди. К каждому нужно найти подход, но работать с ними мне очень интересно.

У наших артисток просто необыкновенные голоса: у Ольги Мельник – обволакивающий, у Ирины Волковой и Юлии Подольской – яркие красивые верха, шикарные голосовые данные у Елены Шуваловой, Людмила Корнейчук – потрясающий профессионал, Елена Никитина и Вера Дружинина – очень сильные, грамотные хоровики, Таня Слынько – самобытная, неординарная, очень артистичная звёздочка.

Без Сергея Юрьевича Куликова в спектакле просто не будет мужской партии, он ведёт за собой людей. Антон Дикарев – человек потрясающе острого ума, очень точный образ у него получился в символ-опере «Александр Невский». Антон Свиркин – настоящий самородок, сильный актёр, поэт, композитор. Андрей Быков – замечательный человек и талантливый музыкант. Никита Алёшин и Влад Кураксин – умные, артистичные молодые люди, с большим желание работать. Я сама отвела их в музыкальный колледж на вокальное отделение, чтобы на репетициях разговаривать с ними на одном языке.

Всё это очень грамотные, достойные люди, и чтобы быть вожаком у них, нужно им соответствовать. А для этого важно, чтобы на твоем пути повстречались квалифицированные, умные, духовные педагоги, которые будут тебя не просто обучать, но и выстраивать, как человека. Мне посчастливилось встретить таких людей в своей жизни. Это и Попох Александр Рувимович, и Анатолий Иосифович Лукишко, и Светлана Константиновна Трач, и Наталья Олеговна Петрова, и Сергей Виссарионович Гайдей.

Козьма Прутков говорил: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе». Главное, чем начинили меня, – духовность прежде всего.


Беседовала Ирина Бочарова