Телефон кассы
(4912) 45-81-13
  • Главная
  • Новости театра
  • Режиссёр-постановщик Рязанского музыкального театра Иван Китанин рассказал о работе над музыкальным спектаклем «Снегурочка»

Режиссёр-постановщик Рязанского музыкального театра Иван Китанин рассказал о работе над музыкальным спектаклем «Снегурочка»

17.11.2022


В 2023 году исполнится 200 лет со дня рождения великого русского драматурга А.Н. Островского. Рязанский музыкальный театр подготовил к этой дате музыкальный спектакль «Снегурочка» по мотивам одноименного произведения А.Н. Островского на музыку Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, А.К. Лядова. Неслучайно сам драматург назвал «Снегурочку» пьесой-сказкой. Ведь именно через сказку на Руси издревле делились мудростью и из поколения в поколения передавали накопленный опыт. Но актуальны ли сказки в XXI веке? Тем более – сказки в оперном оформлении? Об этом мы поговорили с режиссёром-постановщиком спектакля Иваном Китаниным.

Десять лет назад в Рязанском музыкальном театре уже ставили «Снегурочку». Постановка Жанны Виноградовой стала первым опытом работы театра в жанре опера. В театральной фантазии 2012 года были задействованы не все герои, прописанные Островским. В новой же постановке нашлось место и Морозу, и Берендею, и Лешему. И не только им. Музыку Н.А. Римского-Корсакова решили дополнить фрагментами из произведений П.И. Чайковского и А.К. Лядова

– Мы используем два номера из музыкальной пьесы-сказки П.И. Чайковского – это «Вторая песня Леля» и «Пляска скоморохов». Они более яркие и выразительные, чем у Н.А. Римского-Корсакова. Переходы между тремя временами года сопровождаются музыкой А.К. Лядова – ученика Н.А. Римского-Корсакова. Все эти мелодии относятся к традиционной русской культуре с ярко выраженными мотивами народного творчества дохристианского периода. Таким образом постановочная группа решает задачу по приобщению к русской культуре.

– Над спектаклем работала молодая команда – вы как режиссёр, дирижёр Екатерина Васильева, балетмейстер Дарья Захарова. Нашли ли в нём отражение современные решения?

– К современным решениям можно отнести хореографию, которая состоит из традиционных русских народных танцев с элементами современной пластики. Актуальные приёмы используются и в режиссуре, и в музыке – мы немного сдвинули темп по сравнению с классическим вариантом, просто потому что мы так уже не живём.

– Получается, ваша постановка будет максимально современной. Но ведь многие зрители ждут именно оперу в классическом варианте…

– Они её увидят и услышат. Просто современная постановка оперы диктует новые условия. Сейчас уже нельзя выйти на сцену, стоять и петь – зрителю это будет неинтересно. Сегодняшняя опера требует динамики.

– Почему ваша версия «Снегурочки» определяется как «музыкальный спектакль», а не как «опера»?

– По одной простой причине: в опере Римского-Корсакова изначально не было слов. У нас же есть текст, поэтому оперой нашу постановку уже назвать нельзя, это всё-таки музыкальный спектакль.

– Лично вам опера близка или вы придерживаетесь мнения, что это элитарный жанр?

– Элитарный в том смысле, что три с половиной часа высидеть на спектакле смогут только настоящие ценители. А если серьёзно, раньше древнегреческую трагедию тоже считали высоким жанром. Комедия – была ближе к публике, а трагедия затрагивала более глобальные, высокие конфликты. В опере тоже всегда присутствует трагедийность. И тем не менее, этот жанр очень близок и интересен людям, всё зависит от того, как его подать, от сценического, пластического, художественного решения спектакля.

– А вам самому чем интересна опера «Снегурочка»?

– Для меня эта постановка – как древнегреческая трагедия, в которой поднимается конфликт между Божеством и людьми. Солнце наказывает берендеев на 15 лет, лишает света, тепла, урожая. Из-за противостояния двух божественных сил – Солнца и Мороза – страдают люди. Здесь для меня интересна не столько любовь Снегурочки к Мизгирю, сколько её жертвование собой ради других. Ведь она могла бы сидеть дома и жить дальше. Но Снегурочка выбрала прожить пять минут достойно и погибнуть, испытав катарсис. Именно этим мне интересна пьеса Островского – катарсисом, перерождением и возможностью соединить традиции с современностью.

– И Снегурочка, и её возлюбленный Мизгирь погибают, но финал постановки остаётся оптимистичным и даже праздничным. За счёт чего достигается такой эффект?

– Да, в пьесе есть такие слова: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать». И это ещё раз подтверждает мысль о том, что здесь важнее не личный конфликт человека с обществом, а конфликт человека с Божеством. Снегурочку и Мизгиря по сути приносят в жертву Божеству, но все остальные после этого смогут жить спокойно и счастливо, не боясь холода и тьмы, то есть здесь жертвуют единицами, чтобы спасти сотни. С точки зрения личности – это горе, с точки зрения человечества – это спасение. Проведу аналогию с Великой Отечественной войной. Погибли миллионы, но мы ежегодно отмечаем День Победы – праздник со слезами на глазах, когда мы с благодарностью вспоминаем тех, кто ценой своей жизни подарил мирную жизнь другим. Снегурочка сделал тоже самое. Поэтому нужно не плакать о них, а сказать им спасибо.

– Возрастной ценз спектакля 12+. Как вы думаете, поймут ли подростки всю глубину этого произведения?

– Поймут, ведь весь конфликт лежит на поверхности. Почему погибает Мизгирь? Потому что повёл себя недостойно, бросил свою невесту Купаву, оскорбил её при всех, опорочил. За любое действие есть наказание, и Мизгиря оно настигло.

– За 10 лет, которые прошли со времени первой постановки «Снегурочки» в музыкальном театре многое изменилось. Отразилось ли это на сценическом решении спектакля?

– Конечно. Картинка будет совершенно другая. «Снегурочка», как и любая опера, подразумевает огромное количество народа, массовые сцены, такие, как Масленица, например. На нашей сцене использовать громоздкие декорации, которые будут перекрывать хор, балет или солистов, нецелесообразно. Поэтому у нас появляется подиум, который даёт нам возможность показать весь рисунок спектакля, артистов, их лица, реакции. Что касается светового решения, весь спектакль будет проходить во тьме, и только в финале, когда Солнце возвращается в царство берендеев, и сцена, и зал будут залиты светом.

– Можно ли начинать знакомство с оперой с музыкального спектакля «Снегурочка»?

– Да, можно. Здесь просто и понятный сюжет, очень динамичное действие, поэтому зритель точно не будет скучать.