Телефон кассы
(4912) 45-81-13

пушкин1.png

Сваха против свахи

21.09.2016


Историю сватовства по-грузински увидели рязанцы на сцене областного музыкального театра

Классическая драматургия, великолепная музыка, интригующий сюжет – вот составляющие настоящей музыкальной комедии, способной согреть и подарить заряд хорошего настроения прохладным осенним вечером. Новый, 13-й сезон областной музыкальный театр начал с веселой, яркой, жизнерадостной истории о свахе Хануме, которая известна и любима зрителями уже более 130 лет.

Пьесу написал в 1882 году грузинский драматург, режиссер и актер Авксентий Цагарели для бенефиса своей жены – известной грузинской актрисы Нато Габуния. Искрометный водевиль российским зрителям полюбился. Но настоящей легендой «Ханума» стала в 1972 году в постановке Георгия Товстоногова в БДТ. Киноверсия этого спектакля появляется на телеэкранах до сих пор.

Музыкальную комедию «Проделки Ханумы» по пьесе Цагарели на рязанской сцене поставил приглашенный режиссер из Белгорода Владимир Бородин. Надо сказать, что обращение к этой пьесе в его творческой биографии не первое. В прошлом году он ставил «Хануму» в Донецком музыкально-драматическом театре, ранее была постановка в Казахстане. Но рязанский спектакль, по словам режиссера, абсолютно другой, ибо очень многое определяется менталитетом актеров. Главная же мысль, конечно, осталась прежней. Сам Владимир Григорьевич обозначает ее так: «Люди, любите друг друга! Понимать надо друг друга, беречь надо друг друга! Только тогда мы выживем».

Такой прекрасный посыл, ярко выписанные характеры, чудесная музыка Гии Канчели, песни, танцы и остроумные диалоги, объединенные усилиями режиссера, талантом артистов и музыкантов в единое целое, превратили «Проделки Ханумы» в настоящий праздник на сцене.

Особенность привычной для зрителей музыкального театра любовной интриги на этот раз в том, что ключевую роль в истории играет сваха, точнее, даже две, поединок которых и определяет развитие действия. Старый князь Вано Пантиашвили (в этом юмористическом амплуа ярко проявил себя один из ведущих солистов театра Валерий Вахрамеев, молодость не помешала ему вжиться в «возрастную» роль), прогулявший все свое состояние, с помощью свахи ищет богатую невесту, чтобы расплатиться по долгам. «Не люблю копить, а люблю я пить», – вот кредо «завидного» жениха.

В соревнование с лучшей свахой Тифлиса – Ханумой (Ирина Маненкова), взявшейся за устройство свадьбы, вступает менее опытная Кабато (Ирина Воликова). Преодолевая козни конкурентки, Ханума помогает избежать неравного брака и соединить сердца влюбленных – прекрасной Соны (Наталья Нелюбина), дочери купца Микича Котрянца (Сергей Куликов), и племянника князя, учителя Коте (Антон Свиркин). Начинаясь с подготовки к одной, история заканчивается тремя свадьбами одновременно. Причем, распутав сложный клубок из любви, надежды, зависти, честолюбия так, что каждый в итоге остался доволен, свою судьбу находит и сама Ханума.

Ирине Маненковой, с блеском исполнившей роль свахи, пришлось и перевоплощаться, и даже драться на сцене. Но Ханума в ее исполнении не просто плутовка, готовая на все, умеющая всех обвести вокруг пальца: «Не женщина она – шайтан в юбке! Пьет – не закусывает, табак нюхает», – такое описание предваряет появление главной героини. Должное отдается уму, женскому обаянию, тактичности, выдержке и дальновидности свахи. В отличие от конкурентки Кабато, действующей напористо и прямолинейно, она прислушивается к интуиции, видит истинные намерения людей и поэтому способна найти самую подходящую пару. Да и цели у Ханумы кажутся куда благороднее, чем у Кабато, которой прежде всего двигает зависть, желание «обскакать» конкурентку. Ханума же – за справедливость, она «в работу душу вкладывает», она в своем деле «поэт». «Молодую, красивую и богатую невесту сосватала! – укоряет она Кабато. – Ты попробуй, как я, – кривую, косую и хромую!».

Будучи в центре действия, Ханума тем не менее не «заслоняет» собой других персонажей, а, напротив, помогает им раскрыться, проявить свои настоящие чувства. Несмотря на царящую на сцене в прямом смысле «базарную» атмосферу (действие то и дело переносит нас на шумный и многолюдный восточный базар) – и даже бранные словечки в адрес противницы, Ханума несет в себе и явное очарование героини лирической, женщины, ищущей любви. Так и видится за внешней яркостью какая-то недосказанность, личная история, которая получает развитие в сценах с приказчиком Микича Акопом (Алексей Исаев).

В пьесе очень много диалогов, легко и непринужденно перетекающих в песни, поэтому от артистов театра, которые в большинстве своем имеют образование музыкальное, требуется настоящее драматическое мастерство. Умение одновременно играть, петь и танцевать они уже в который раз продемонстрировали в «Проделках Ханумы». Каждый артист тонко и уверенно ведет роль, в том числе и такие персонажи второго плана, как Текле, сестра князя (Татьяна Антипова), и Тимоте, его слуга (Иван Кудрявцев).

Дирижером-постановщиком спектакля выступил Ариф Дадашев. Об огромном месте, которое занимает в комедии музыка, говорит такой эпизод: сопровождающие все действие тифлисские кинто – смехачи, плуты, завсегдатаи духанов, открывая сцену в саду у княжеского дома, обращаются к дирижеру: «Маэстро, дайте нам птичек!». Достаточно нескольких звуков – и картина нарисована.

Притягательность «Ханумы» – еще и в атмосфере старинной солнечной Грузии, куда переносит нас пьеса. Это старый район Тифлиса – «бесконечный и беспечный, шумный вечно наш Авлабар». Здесь течет Кура, шумят торговцы, живут промотавшиеся князья, богатые купцы, красивые невесты, веселые торговцы и, конечно, лучшие свахи. Передать национальный колорит помогают стилизованные грузинские танцы в постановке балетмейстера Александра Сапрунова и красочные костюмы, автором которых выступила супруга режиссера Ольга Бородина. Она же создала лаконичные и выразительные декорации: рисунки на заднем плане состоят из множества мелких деталей, они подобны пестрому грузинскому ковру, их можно рассматривать долго, при этом не отвлекают внимания от самого главного – актерской игры.

Татьяна Железнова

Рязанские ВЕДОМОСТИ 21.09.2016 №174 (5215)