Маски, куклы и плуты. В Рязани поставили музыкальную комедию «Труффальдино из Бергамо»

11.09.2018


7 сентября в Рязанском областном музыкальном театре состоялась премьера комедийного спектакля «Труффальдино из Бергамо» — по мотивам комедии К. Гольдони «Слуга двух господ». Режиссер Антон Лободаев, приглашенный из Ивановского музтеатра для этой постановки, подготовил ее в духе первоисточника — итальянской комедии дель арте, без оглядки на широко известный советский фильм-спектакль Владимира Воробьева: сам Лободаев утверждает, что не видел этот фильм вовсе. Что при этом, впрочем, не помешало ему воспользоваться соответствующим музыкальным материалом, написанным А. Колкером к кинокартине.

Спектакль в двух отделениях продолжается 2 часа, и кажется, что ему мало места на сцене театра – динамично здесь сочетаются импровизации в духе спектаклей дель арте, площадные и «ярмарочные» мизансцены, традиции венецианского карнавала масок; выводятся пасторальные «живые картины», используются тростевые и человекоподобные куклы... При просмотре порой создается ощущение, что плотно соседствуют, проникая друг в друга, несколько театральных действ.

Даже разные персонажи будто принадлежат разным (но нелоувимо сходящимся) стилистикам. Юная Клариче (играет Марина Головкина) и ее отец Панталоне (Сергей Куликов), а также Ломбарди (Иван Кудрявцев) - отец жениха Клариче, Сильвио - представляются гротескными, «нарочитыми» образами. Сам Сильвио мог бы тоже выглядеть гротескным, но этот персонаж встал отдельно: дебютант Антон Байбаков взял своё особой характерностью исполнения и выделившимся особой звучностью лирическим тенором. Байбаков лишь недавно присоединился к труппе и вообще вышел в большое артистическое плавание; фактически, «Труффальдино... » — его первый, и несомненно, удачный опыт работы на сцене профессионального театра.

А вот служанка Смеральдина (Юлия Бычкова) и ее суженый - главный герой пьесы Труффальдино - комедийные персонажи, по-человечески соотносимые с самим зрителем. Труффальдино с очаровательной лёгкостью и подкупающей бесшабашностью исполнил Сергей Головкин. Его персонажу удалось связать всю богатую стилистику, представленную на сцене. Обаятельный плут от души понравился публике, добавив своей акробатической стремительностью зрелищности и без того весьма динамичному действию. Очень характерно сыграла в премьерном спектакле и Наталья Нелюбина, изображавшая Беатриче и в образе мужчины, и в женском виде.

Действо (как и оказалось, абсолютно самобытное по отношению к советскому фильму) было аккуратно декорировано и сценическим убранством, и светом, и игровыми атрибутами. Палитру к костюмам и обстановке подобрал петербургский художник Владимир Павлюк. Получилось нарядно, празднично и даже «аутентично» в соответствии с «театральной» Италией, или, скорее, зрительскими ожиданиями, связанными с образом Италии и Венеции.

Вместе музыка, краски, игра актеров составили несколько избыточное, но статное, отточенное впечатление, даря театру и публике мастерский уровень многосочинённого действа. Хочется пожелать спектаклю удачи и после премьеры: видимо, он будет еще и еще, в «живом» контакте с публикой, формировать свой харизматичный комедийный стиль.


Вездекультура